Туполев, гениальный авиаконструктор, как-то заметил «некрасивый самолёт не полетит». Что характерно, аналогичная связь между эстетикой и качеством прослеживается во многих, если не во всех, областях жизни. Яркий пример тому — индусский код. В общем, я не очень люблю некрасивые решения, и бывало сидел до утра, переписывая код в приятный глазу и процессору вид. Так вот, в школе у меня всегда была проблема с математикой в части доказательств. Они были откровенно уродливыми. Они были неинтересными. Я избегал их всеми силами и переходил к решению действительно интересовавших меня задач.
На днях мне пришла с Амазона книга «Measurement» за авторством Paul Lockhart, в которую я влюбился с первых страниц и которая стала моей настольной книгой. В ней нет громоздких доказательств, бесконечного перечисления точек, прямых и всего такого. Автор просто берёт интересную задачу («почему из правильных шестиугольника, квадрата и треугольника можно сложить идеальный узор») и ... просто рассказывает историю решения. Красиво и элегантно. Книга полна интересных интересных рассуждений и не менее вопросов, которые заставляют хвататься за карандаш и начинать рисовать и решать. Или, по крайней мере, пытаться решить.
Автор о книге, на английском языке. Я перевёл субтитры на русский, можно скачать здесь.
Заинтересовавшись автором, а начал искать другие его работы и нашёл его старое (2002, перепечатано в 2008 году) эссе «A Mathematician’s Lament» (сохранил в PDF) или «Плач математика» (сохранил в PDF). В этом эссе Пол сетует на то, что как неправильно преподаётся в школах математика (кстати, он работает в Нью-Йоркской школе св. Анны). Его основные тезисы:
В качестве одного из примеров, он приводит задачу о вписаном в полукруг треугольнике — угол при вершине всегда будет прямым. Почему?
Стандартное решение напоминает телеграмму Алекса Юстасу. Решение, которое предложил его ученик из 7 класса (эквивалент нашего 5-го, как я понимаю) просто и элегантно:
Эта книга является логическим продолжением эссе «Плач математика» — обозначив в эссе проблему, Пол в книге предлагает решения. Начав с простых геометрических фигур (в правильный треугольник вписаны три одинаковых окружности, каков их радиус?), он переходит к алгебре (нарисуйте картинку мозаики и докажите, что (x + y)2 = x2 + 2xy + y2). Дальше следуют трёхмерные фигуры, задачи на движение, интегралы и дифференциалы. К книге можно возвращаться снова и снова — разрешая простые задачи (почему произведение двух нечётных чисел всегда нечётное?), переходя к более сложным (каков максимальный размер окружности, которая может расположиться на дне параболы?) или предлагая более изящные решения для пройденных задач.
Я очень рад, что я наткнулся на эту книгу. Кстати, выпала она на меня случайно — я время от времени добавляю в заказ непривычные мне книги, вот и выбрал эту, ориентируясь на эстетичную обложку. Кому стоит читать эту книгу? Учителям и родителям — чтобы отойти от стандартных подходов в преподавании математики и поразмышлять с чадом над интересными вопросами. Самим детям книга может показаться не очень интересной, но задачи оттуда могут прийтись по вкусу. Удачного чтения! (если эллипс имеет длинный радиус a и короткий радиус b, то где находятся его фокальные точки?)
P.S. К моему удивлению (или это просто подтверждение моей наивности?) в Интернетах не нашлось подробных обсуждений книги. Есть кружок чтения, но там всего три записи...
На днях мне пришла с Амазона книга «Measurement» за авторством Paul Lockhart, в которую я влюбился с первых страниц и которая стала моей настольной книгой. В ней нет громоздких доказательств, бесконечного перечисления точек, прямых и всего такого. Автор просто берёт интересную задачу («почему из правильных шестиугольника, квадрата и треугольника можно сложить идеальный узор») и ... просто рассказывает историю решения. Красиво и элегантно. Книга полна интересных интересных рассуждений и не менее вопросов, которые заставляют хвататься за карандаш и начинать рисовать и решать. Или, по крайней мере, пытаться решить.
Автор о книге, на английском языке. Я перевёл субтитры на русский, можно скачать здесь.
Заинтересовавшись автором, а начал искать другие его работы и нашёл его старое (2002, перепечатано в 2008 году) эссе «A Mathematician’s Lament» (сохранил в PDF) или «Плач математика» (сохранил в PDF). В этом эссе Пол сетует на то, что как неправильно преподаётся в школах математика (кстати, он работает в Нью-Йоркской школе св. Анны). Его основные тезисы:
- Математика преподаётся так, что целенаправленно убивает в детях интерес к предмету.
- Традиционно, математика преподаётся в виде формул и определений, которые надо заучивать без особого понимания смысла. Всё равно, как если бы музыке учили исключительно через нотную грамоту, без исполнения, а рисованию — через заучивание названий цветов, без собственно рисования.
- Естественно, в таком виде ученики натаскиваются исключительно на решение стандартных примеров для тестов, а не решение жизненных задач.
- Суть математики — в рассуждении и логике. Дети должны играть «в математику» и искать новые решения (пусть и приходя к старым, но самостоятельно), а не заучивать наизусть чужие решения и стандартные схемы (что есть прямой путь к «индусскому коду» в любых областях жизни).
В качестве одного из примеров, он приводит задачу о вписаном в полукруг треугольнике — угол при вершине всегда будет прямым. Почему?
Стандартное решение напоминает телеграмму Алекса Юстасу. Решение, которое предложил его ученик из 7 класса (эквивалент нашего 5-го, как я понимаю) просто и элегантно:
Возьмем треугольник и перевернем его внутри круга так, что получится четырехугольник, вписанный в круг. Поскольку мы перевернули треугольник, противоположные стороны четырехугольника равны, то есть это параллелограмм. Но он не может быть наклонным, потому что его обе диагонали — диаметры круга, и, следовательно, равны. Значит, это прямоугольник, и все его углы прямые. Вот почему угол треугольника всегда прямой.
Эта книга является логическим продолжением эссе «Плач математика» — обозначив в эссе проблему, Пол в книге предлагает решения. Начав с простых геометрических фигур (в правильный треугольник вписаны три одинаковых окружности, каков их радиус?), он переходит к алгебре (нарисуйте картинку мозаики и докажите, что (x + y)2 = x2 + 2xy + y2). Дальше следуют трёхмерные фигуры, задачи на движение, интегралы и дифференциалы. К книге можно возвращаться снова и снова — разрешая простые задачи (почему произведение двух нечётных чисел всегда нечётное?), переходя к более сложным (каков максимальный размер окружности, которая может расположиться на дне параболы?) или предлагая более изящные решения для пройденных задач.
Я очень рад, что я наткнулся на эту книгу. Кстати, выпала она на меня случайно — я время от времени добавляю в заказ непривычные мне книги, вот и выбрал эту, ориентируясь на эстетичную обложку. Кому стоит читать эту книгу? Учителям и родителям — чтобы отойти от стандартных подходов в преподавании математики и поразмышлять с чадом над интересными вопросами. Самим детям книга может показаться не очень интересной, но задачи оттуда могут прийтись по вкусу. Удачного чтения! (если эллипс имеет длинный радиус a и короткий радиус b, то где находятся его фокальные точки?)
P.S. К моему удивлению (или это просто подтверждение моей наивности?) в Интернетах не нашлось подробных обсуждений книги. Есть кружок чтения, но там всего три записи...
Здравствуйте! Мне тоже очень нравится эта книга, удивительно, что она ещё не очень известна. Спасибо за вашу запись!
ОтветитьУдалитьОдна из лучших книг, повстречавшихся на пути. И тоже, случайно.
ОтветитьУдалить